Тематические обозрения - geoglobus.ru  

Геоглобус.ру

 

перечень обозрений | на главную

Регулирование и управление экологической безопасностью



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.



 

Российская Федерация - крупнейшая страна мира с территорией более 17 млн. кв. км, что составляет около 13% всей суши Земли. Более 10 млн. кв. км. территории России представляют собой массивы ненарушенных экосистем. Это настраивает на оптимистический лад, но коварство экологических проблем хорошо известно. Уже 10-15 процентов территории РФ не соответствует экологическим требованиям. По оптимистичным оценкам, РФ расходует на охрану окружающей среды около 2 процентов ВВП, включая расходы на управление, что крайне мало на общемировом фоне. Реально эти расходы включают средства федерального, региональных и местных бюджетов, экологических фондов и предприятий. На решение экологических проблем тратится менее одного процента федерального бюджета. Эти деньги идут на решение проблем:

- загрязнения водоемов;
- загрязнения атмосферы;
- переработки отходов;

и делятся в пропорции 6:3:1. Даже на этом фоне средства, выделяемые на предупреждение ЧС, практически равны нулю, и едва ли стоит ожидать изменения ситуации в ближайшем будущем. Поэтому рассмотренные в этом обозрении экономические методы управления уровнем региональной безопасности, естественные для рыночной организации экономики вообще, для России особенно актуальны. Здесь рассматривается весьма широкий круг вопросов, связанный с применением экономических механизмов регулирования и управления экологической безопасностью. Основное внимание уделяется технологии разработки математических моделей экономических механизмов снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий. Считаем, что представленный в обозрении материал будет полезен специалистам, занимающимся вопросами регулирования и управления экологической безопасностью.

Экологическое благополучие планеты, государства, региона - один из важнейших показателей жизнеобеспечения цивилизации в целом и ее территориальных групп. До поры до времени об этом можно было не вспоминать, но в прошлом 20-м веке появились грозные симптомы экологических заболеваний. Как это часто бывает, основные силы, иногда лишь «разговорные», были брошены на подавление симптомов, тогда как думать необходимо о причинах. И работу в этом направлении пора организовывать на планомерной и взвешенной основе. Пока же, если что и делается, то большей частью в авральном порядке и еще, конечно, в разговорном ключе. Прения по поводу экологии, к сожалению, часто проистекают совсем «по другим причинам» - популизм, пиар, выборы. Поэтому слов много, а толку мало.

Беда заключается также в другом. Больше всего шуму поднимается по поводу локализованных факторов, которые психологически воспринимаются как опасные, либо интересные. Генетически измененные продукты, клонирование, ядерные отходы - эти темы способны фокусировать внимание и давать очки на выборах. А вслед за психологией идет экономика. Финансы устремляются не туда, где от них было бы больше толку, а туда, где много шуму. Сбалансированная картина отсутствует. И многие в этом заинтересованы. Директору предприятия, которое сбрасывает в реку формальдегиды, на руку дискуссии о вреде радиации. Население же, а вслед за ним и государственные органы, волей-неволей судят о ситуации по точкам напряжения. По демонстрациям и выступлениям СМИ.

Но где объективная расстановка акцентов? Разумеется, возможные техногенные катастрофы должны быть в поле зрения, но они не должны заслонять другие, может быть, еще более серьезные проблемы. Выхлопные газы автомобилей, например, не воспринимаются обычно как нечто первоочередное. Между тем эта проблема постепенно перерастает в крупных городах в колоссального монстра, подрывает здоровье населения и набирает такую инерцию, что, спохватившись, ее уже быстро не решишь.

Так или иначе, но для решения проблем экологической безопасности нужна система. Контроль, статистика - чтобы информация была доступна, наглядна, а различные факторы можно было соизмерять друг с другом. И главное - управление, опирающееся на саморегуляцию. Необходимы механизмы, которые бы согласовывали интересы подсистем и направляли движение в русло, где соблюдается разумный баланс между экономикой и экологией.

Сложившаяся ныне ситуация в этой области требует изменения традиционных подходов. Необходим переход от чисто контрольной деятельности к регулирующим методам надзора, основанным на обновленной правовой базе и разрешительной деятельности. Система управления «медленными», но не менее опасными экологическими процессами, должна быть органично состыкована с управлением безопасностью в области техногенных катастроф. Реализация этих целей обеспечивается применением экономических и организационных механизмов, которые направлены, с одной стороны, на поддержание определенного уровня безопасности, а с другой - не препятствуют выпуску необходимого количества продукции и услуг.

Принципы управления экологической безопасностью

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера
Научно-техническая политика в области безопасности
Научное обеспечение безопасности в природно-техногенной сфере
Стратегия научно-технического развития
Взаимосвязь государственной и региональной научно-технической политики
Региональные проблемы безопасности и вопросы финансирования научных разработок

Программно-целевые методы

Основным механизмом решения комплексных по масштабам и характеру исследуемых явлений и объектов проблем безопасности является программно-целевой метод в форме федеральных целевых программ, государственными заказчиками которых выступают федеральные или территориальные органы исполнительной власти. Так, в России, впервые в мировой практике на национальном уровне, поставлены и решаются вопросы формирования и реализации фундаментальных научных основ государственной научно-технической политики в области природной и техногенной безопасности. Этому посвящены исследования, ведущиеся более двух десятков лет в рамках подпрограммы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (подпрограмма «Безопасность»), входящей в состав Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения».

Экономические механизмы в решении проблем безопасности
Экономическое стимулирование деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций

Теория безопасности является современным, междисциплинарным направлением фундаментальной науки и изучает состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства от ЧС природного и техногенного характера.

Теория безопасности
Критерии риска и минимизация ущербов и вероятностей аварий и катастроф
Инфраструктура обеспечения природно-техногенной безопасности
Межведомственная координация при решении проблем природной и техногенной безопасности
Государственная инновационная политика
Формы государственной поддержки научной деятельности

Важнейшими составляющими инновационного процесса являются маркетинг и мониторинг.

Маркетинг и мониторинг как составляющие инновационного процесса

Методы формирования оптимальных программ

Одно из основных направлений основывается на определении таких понятий, как ущерб и риск. Считается, что риск - это мера для количественного измерения опасности, представляющая собой векторную величину, включающую следующие основные показатели: величину ущерба от воздействия того или иного опасного фактора, вероятность возникновения рассматриваемого опасного фактора, неопределенность в величинах как ущерба, так и вероятности. Ряд работ опираются на оценки эффективности мероприятий по снижению степени риска поражения людей и возможного ущерба при ЧС. Интересно, что в ряде стран Евросоюза в результате проведения национальных программ по управлению природными и техногенными рисками число крупных аварий и катастроф в течение последних 10 лет сократилось в 8-10 раз.

Обзор существующих подходов к решению проблем безопасности
Интегральная оценка риска
Последовательность взаимосвязанных событий при ЧС
Методика формирования интегральной оценки риска

Экономические механизмы и согласование интересов

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области разработки и применения экономических механизмов для предупреждения и ликвидации ЧС показал, что существует достаточно большое число экономических механизмов, направленных на снижение риска возникновения ЧС. Все эти механизмы поддаются естественному разделению на однородные группы. Внутри каждой такой группы механизмы отличаются друг от друга лишь некоторыми модификациями, поэтому приводимое здесь описание будет отражать лишь принципиальные особенности экономических механизмов, входящих в каждую группу. Примем, что структура системы, в которой действует экономический механизм, является двухуровневой. Верхний уровень занимает орган управления уровнем безопасности (природоохранный орган, орган местной или центральной власти). Кроме того, на верхнем уровне могут находиться одна или несколько страховых организаций. Нижний уровень этой системы занимают объекты, деятельность которых несет в себе потенциальную угрозу возникновения ЧС.

Основные экономические механизмы управления уровнем безопасности
Этапы функционирования системы управления уровнем безопасности

В условиях крайнего дефицита средств и тяжелого экономического положения многих российских предприятий маловероятно, что угроза чрезвычайной ситуации заставит предприятие тратить деньги на снижение риска. Это подтверждается и существующей практикой. Поэтому необходимы механизмы прямого воздействия уровня безопасности (риска) на экономику предприятия таким образом, чтобы снижение риска обеспечивало предприятию экономический эффект в рассматриваемом периоде так же, как и мероприятия, связанные с повышением эффективности производства. К таким механизмам и относятся экономические механизмы обеспечения безопасности.

В зависимости от рассматриваемой ситуации и применяемой системы экономических механизмов оценка их эффективности может проводиться по различным критериям. Так, если применяются механизмы платы за риск, то критерием оценки служит суммарная величина затрат предприятий при условии обеспечения требуемого уровня безопасности (эта величина характеризует дополнительную нагрузку на предприятия на обеспечение безопасности производства - geoglobus.ru). В механизме квот основным критерием эффективности является оптимальность установления квот с позиций суммарных затрат предприятий на обеспечение требуемого уровня регионального риска. Наконец, в механизмах стимулирования эффективность определяется либо по величине выплат из фонда на обеспечение требуемого уровня регионального риска (чем меньше, тем лучше), либо по величине уровня региональной безопасности, который достигается при ограниченной величине средств фонда (чем больше, тем лучше).

Современный подход к управлению уровнем промышленной безопасности основан на том, что предъявляются определенные нормативные требования к уровню систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) и осуществляется контроль за соответствием уровня СУПБ этим требованиям.

Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.






geoglobus.ru © 2009-2017 - all rights reserved
Геоглобус.ру - геолого-географическое и техно-экологическое обозрение