Тематические обозрения - geoglobus.ru  

Геоглобус.ру

 

перечень обозрений | на главную

Этнология - механизмы функционирования этносов



Оригинальные тексты для сайтов и веб-проектов. Копирайт, рерайт, переводы.
Профессиональное наполнение вебсайтов уникальным контентом и новостями.
Оптимизированные тематичные тексты и фото по низкой стоимости. Надёжно.



 

Задача настоящего обозрения - ознакомить вас вас с комплексом этнологических сведений. Приоритетное внимание уделяется тем разделам этнологии, которые касаются механизмов функционирования этносов, объяснения процессов их самоорганизации и адаптации к меняющейся природной и социокультурной среде, а также специфике применения этнологических подходов в исторических исследованиях.

Данное обозрение включает в себя подробный обзор основных этнологических концепций, а также концепций, выработанных в культурологии, традициологии, социологии, политологии, конфликтологии, знание которых необходимо для понимания современной этнологии; очерк развития этнологии в течение 20-го века вплоть до второй половины 90-х годов. Этот материал дополняет изложение концепции этнологии, сопровождающееся опытами интерпретации исторического материала из жизни разных народов с точки зрения этнолога. В значительной мере эти исторические очерки написаны на основе вторичных источников, с опорой на исследовательскую работу и в некоторых случаях на непосредственное наблюдение. Этим можно объяснить их несколько схематический характер. Включение в обозрение подробных исторических очерков позволяет проиллюстрировать теоретические положения этнологии и продемонстрировать то, как методы и понятийный аппарат этнологии применяются к изучению конкретного материала. Источниковедческие вопросы при этом не рассматриваются, чтобы не усложнять изложение. К некоторым очеркам дается методологический комментарий, цель которого обучить интересующихся данной темой практическому применению историко-этнологического подхода. Более крупным методологическим проблемам посвящены специальные вебстраницы.

Перечень предметных областей, которые относятся к этнологии
Этнология и политология. Этнология и этнография
Основные положения теории эволюционизма
Теория диффузионизма
Теоретические основы функционализма

Итак, мы коротко остановились на нескольких, сменявших друг друга в ходе развития науки этнологии объяснительных теориях-схемах, которые позволяли систематизировать и обобщать этнографический материал. Нашей целью было показать, каким образом этнология может являться объяснительной теорией. Понятно, что с помощью эволюционизма, теории культурной диффузии или функционализма можно объяснить многие этнографические феномены, которые остаются непонятными, если ограничиваться только материалами полевых исследований. Другое дело, сколь эти объяснения будут адекватны, сколь адекватны данные объяснительные концепции.

Итак, этнология может выступать по отношению к истории в качестве объяснительного механизма. Теперь мы должны ответить на вопрос, нуждается ли история в каком бы то ни было в объяснительном механизме? Нет, если рассматривать задачу историка как описание в хронологической последовательности фактов, имевших место в то или иное время, на той или иной территории. (Здесь, правда, встает вопрос, возможно ли такое, лишенное всякой концептуальной базы описание в принципе.) Да, если рассматривать задачу историка немного шире, как стремление установить связи между теми или иными событиями, обнаружить их причины, объяснить их особенности.

Далее мы приведем несколько исторических сюжетов, которые очевидным образом нуждаются в объяснении, которое сама история предоставить нам не в состоянии. Между тем, события, изложенные в них, кажутся настолько странными, что оставлять их вовсе без всякого объяснения невозможно.

Формы крестьянского землепользования
Модель освоения новых земель финнами
Кемализм в Турции
Ереван

Существует немало исторических фактов, которые необъяснимы теми средствами, к которым традиционно прибегает историк и которые нуждаются в иной, новой объяснительной модели, которую и может предложить этнология. Теперь мы должны поставить вопрос, какая из многочисленных этнологических теорий является наиболее удобной для объяснения проявления этнических процессов в истории. Это - историческая этнология - синтетическая теория, вобравшая в себя достижения различных этнологических, а так же социологических и культурологических школ. Ее происхождению и концептуальной базе будут посвящены следующие вебстраницы. Но, прежде всего, мы должны уточнить значение основных терминов, которые будем использовать при изложении содержания исторической этнологии. Начнем же с того, что дадим определение самой исторической этнологии, этой версии этнологии, разработанной специально для анализа исторического материала.

Основные понятия этнологии
Национальный характер и психологические особенности разных народностей
Этос культуры
Влияние психоанализа на этнологические исследования
Психоаналитическая концепция основной личностной структуры в этнологии
Исследования национального характера
Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
Психоанализ и исследования национального характера
Защитные механизмы психики в психоанализе
Формирование ценностного подхода

Ценностный подход рассматривает ценности как глубинное ядро человеческой психики. Историческая этнология от этого взгляда отказывается, считая, что ценностная ориентация человека ли, общества ли может относительно легко меняться. В основание психики индивида лежат установки иного рода - те, которые определяют возможность и характер действия человека в мире.

Определение понятию ценностей в работах К. Клакхона
Математические методы в исследованиях ценностных ориентаций
Картина мира
Когнитивная антропология
Кризис психологического подхода в этнологии
Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода
Постмодернистская критика
Этнологические концепции
Современное состояние психологической антропологии
Развитие психологической антропологии (психологической этнографии) в России

Для того, чтобы сформулировать концепцию исторической этнологии нам необходимо ознакомиться с таким явлением как адаптация этноса к меняющемуся социальному и культурно-политическому окружению. Эта адаптация является как материально-организационной, так и психологической. О психологической адаптации этноса к внешним условиям мы будем говорить позднее. Начнем с более легкого и значительно более разработанного в современной науке направления: материальной и социальной адаптации.

Культурная экология
Связь культуры народа с внешней окружающей средой
Жизнеобеспечение
Основные связи этнической общности со средой
Финская этническая картина мира (опыт историко-этнологического анализа)
Современное понимание термина "культура"
Понятие культуры у эволюционистов
Культурология Малиновского
Культурология Радклифф-Брауна
Культурология Парсонса
Теория моделей культуры
Культурология Кребера
Теоретическая концепция культуры Лесли Уайта
Культурология Гиртца
Культурология в России
Ценностный и деятельностный подходы в российской культурологии
Культура и процессы адаптации
Козер о функциональном конфликте
Чувство ассоциации
Русская крестьянская колонизация

Следующим нашим шагом будет исследование проблемы культурной традиции, что даст нам возможность вплотную подойти к теме стабильных, неизменных элементов культуры и ее изменчивых, подвижных элементов. Традиционные общества и институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях даже обеспечивают источники легитимации для достижения новых целей.

Культурная традиция и этнос
Становление отечественной традиционалистики
Традиция как застывшая харизма
Центральная зона культуры
Кристаллизация традиции
Проблема этничности
Армяне в 19-м веке

Отношение к одним и тем же вещам в разных культурах может быть совершенно различным. Это утверждение является одним из постулатов современной этнологии. Вопрос о культурной обусловленности восприятия следует признать малоизученным. Однако это не мешает считать, что эта проблема существует и обращаться к ней необходимо.

Коллективные социальные установки и этническая картина мира
Колониальные ситуации
Этническая картина мира
Этнические константы
Порядок у финнов
Наполнение этнических констант конкретным содержанием
Мировоззрение турецкого народа

Наличие внутри этноса различных типов традиционного сознания является в первую очередь следствием того, что в каждый переломный момент истории этноса обычно имеется несколько вариантов кристаллизации этнической традиции, несколько вариантов трансфера, каждый из которых обладает достаточными для выживания этноса адаптивными возможностями.

Принципы вариативности этнической картины мира
Русская община и российская государственность
Британская империя

Итак, мы рассмотрели некоторые стадии изучения этнических процессов в истории, показав при этом, что историк должен исходить из следующих посылок:

1. Этнос состоит из нескольких внутриэтнических групп.
2. Модели действия внутриэтнических групп могут иметь неадекватное идеологическое обоснование либо не иметь никакого.
3. Анализ реинтерпретаций определенной идеологической системы различными внутриэтническими группами и в различные периоды жизни народа помогаю выделить этнические константы данного народа.
4. Анализ поведенческих (адаптационно-деятельностных) моделей народа также способствует описанию его этнических констант.
5. Адаптационно-деятельностные модели и идеологии создающихся и функционирующих социальных институций должны стыковаться между собой.

На данном этапе изучения этнологии мы еще не можем объяснить механизм взаимодействия внутриэтнических групп - механизм функционального внутриэтнического конфликта и спонтанного самоструктурирования этноса. Распределение этнической культуры между различными внутриэтническими группами является необходимой частью любого этнического процесса - geoglobus.ru. Но столь же необходимой компонентой является специфическое распределение этнической культуры между индивидами. Этот вопрос мы и должны теперь рассмотреть в первую очередь, ибо без него мы не сможем говорить об этнических процессах более детально и углубленно.

Традиционный социум и личностное сознание
Судьба странника
Восточный вопрос
Смута в русской истории
Русский бунт
Модели изменения традиционного сознания

Наиболее простой и часто встречающейся в обычных, неэкстремальных условиях жизни этноса способ его спонтанной самоорганизации представляет собой бессознательное воспроизведение членами этноса в момент внешней угрозы того комплекса действий, реакций, чувств, которые дали им в прошлом возможность пережить похожую ситуацию с наименьшими потерями. Частные проявления этого комплекса мы определили как специфический защитный механизм этноса, направленный на преодоление конкретной угрозы извне. В экстремальной ситуации этнос также прежде всего воспроизводит обычную для себя реакцию на опасность и пытается воспринимать происходящее в рамках принятой им картины мира.

Спонтанное самоструктурирование этноса
Ереван как воплощение героического мифа
Функциональный внутриэтнический конфликт
Военные перевороты в Турции
Центральная культурная тема этноса
Распад русской крестьянской общины

Этнические группы, то есть группы диаспоры, в каждом случае имеют свою особую роль во внутриэтнической “драме”. Овладение этой “ролью”, посредством которой для каждого члена этнической группы осуществляется его связь с общеэтнической традицией, и обеспечивает упругость этнического сознания. В моменты, когда “роль” ослабевает, в диаспоре начинается процесс распада и ассимиляции ее членов более широким окружением. Если же функциональная значимость “роли” возрастает вновь, процессы ассимиляции как бы оборачиваются вспять, этничность становится одним из решающих факторов в жизни людей.

Взаимодействие этноса и его диаспоры

Проблему взаимодействия диаспоры и “материнского этноса” мы рассмотрим на двух взаимосвязанных сюжетах. Первый из них представляет собой эмпирический очерк изменений, которые претерпевала армянская община Санкт-Петербурга в 1988-1993 годах, а второй - анализ функциональных ролей различных подсистем армянского этноса в Карабахском конфликте.

Армянская диаспора
Карабахский конфликт
Межкультурное взаимодействие
Русско-армянская контактная ситуация в Закавказье
Русские в Средней Азии и англичане в Индии
Британский Гарваль

Мы уже останавливались в нашем обозрении "Этнология - механизмы функционирования этносов" на многих методологических проблемах изучения этнических процессов. Во всех этих случаях мы стремились показать, каким образом мы применяем к анализу материала теоретические концепции этнологии и передать некоторое практические навыки работы. На заключительных вебстраницах мы обобщим те методологические замечания, которые делали в предшествовавших, а также затронем некоторые методологические вопросы, коснуться которых еще не имели случая. Первый из таких вопросов - принципы первичного сбора материала. Ведь в каждом случае мы рассматривали уже целостный сюжет, содержащий некоторый ряд исторических сведений. Но мы не разу не касались того, почему мы рассматриваем именно эти сведения, по какому принципу они отобраны в целом океане исторических данных.

Эмпатия - психологическая интерпретация
Формализованные подходы к исследованию этнических констант
Теоретические положения этнологических исследований

Качественное и надёжное обслуживание (ведение, администрирование) вебсайтов,
интернет-магазинов, витрин, блогов, форумов и других web проектов недорого.
Полное администрирование сайтов, включая наполнение контентом и продвижение.






geoglobus.ru © 2009-2017 - all rights reserved
Геоглобус.ру - геолого-географическое и техно-экологическое обозрение